Введение пошлин на импорт нефтепродуктов возложит на
плечи украинского потребителя модернизацию отечественных АЗС.
Участники пресс-конференции «Пошлина на импорт
нефтепродуктов: последствия для потребителя», прошедшей в Киеве,
солидарны в том, что введение заградительных пошлин разрушит
диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов в Украину. Тем
самым рынок рискует попасть в зависимость от нескольких владельцев НПЗ,
которые будут диктовать свою ценовую политику и создадут почву для
манипуляций с обеспечением рынка нефтепродуктами.
«Сегодня поставки идут из Литвы, Беларуси, России, Румынии, Польши,
Казахстана и даже из Туркменистана, на долю которых суммарно приходится
40% украинского рынка, – заявил директор «Консалтинговой группы А-95»
Сергей Куюн, – «В сумме с 60%-ной долей украинских производителей наш
рынок является крайне конкурентным и гарантирует объективное
ценообразование в любой момент времени. Введение пошлины разрушит эту
устойчивую рыночную конструкцию».
Президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» Виталий Антонов заявил: «В
конечном итоге вопрос стоит очень просто: кто заплатит за модернизацию
устаревших украинских НПЗ: потребитель или все же собственник? При
введении пошлин модернизация ляжет на потребителя, а при сохранении
конкурентой среды собственникам придется инвестировать в модернизацию
свои или привлеченные деньги».
Гендиректор Shell Retail Ukraine Вильям Козик видит главным итогом
введения пошлин видит сильный удар по потребителям, поскольку не все из
них будут готовы к повышению цен на нефтепродукты. По его словам, если в
Украине будет введена пошлина на бензин в размере 120
или 130 евро/т (о чем раньше заявляли представители Минтопэнерго), то
стоимость литра топлива на АЗС вырастет приблизительно на 1,5 грн. Он
уверен, что введение пошлин приведет к подорожанию не только импортного,
но и отечественного топлива, поскольку на данный момент украинские
производители в своем ценообразовании ориентируются на стоимость
импортного ресурса.
Выступающие отметили фактор ускоренного роста нефтяных цен, которые
вскоре могут достичь отметки 100 долл./барр., а также повышение с января
на 40% акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Все это создает
предпосылки для роста цен в Украине, а в сумме с пошлиной увеличение
может составить 20% – до 1 евро/л. В данной ситуации первоочередной
задачей является защита украинского потребителя, которому в случае
введения пошлин придется платить повышенные цены не только за бензин, но
и за все товары народного потребления.
|