«Авторазборкам» закрутили гайки. Депутаты изменили правила временного ввоза машин
Экономика
Ключевые слова: авторынок
На фото: газосварщик возле автомобиля Зарабатывать
на подержанных иномарках станет сложнее. На прошлой неделе парламент
откорректировал правила временного ввоза автомобилей в страну, запретив
их последующую разборку на запчасти. Тем самым государство фактически
перекрыло главный канал поставок в Украину б/у комплектующих, доля
которых составляла порядка 30%. Под занавес сессионной недели ВР сразу в первом чтении и в целом
проголосовала за внесение изменений в Закон «О порядке ввоза в Украину,
таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и
транспортных средств, которые ввозятся гражданами на таможенную
территорию Украины» (законопроект №2739). Новации касаются только
пункта, регламентирующего временный ввоз автомобилей. По новым правилам
такая техника не может быть разобранной на запчасти или переданной в
собственность третьих лиц. На постоянный учет машины будут ставиться
только после уплаты всех предусмотренных законодательством налогов и
сборов. В пояснительной записке к документу сказано, что целью
внесенных изменений является приведение украинского законодательства в
соответствие с положениями Стамбульской конвенции о временном ввозе, к
которой присоединилась наша страна. Документ направлен на сокращение
формальностей, мешающих гражданам ввозить в какую-либо страну личную
собственность. По действующим сейчас правилам владелец техники, которая
пребывает в стране в статусе временно ввезенной, не может передавать ее
в пользование третьим лицам. В соответствии с принятыми поправками
запрещается только передача ее в собственность. В новой редакции закона
предусматривается, что владелец должен оставить на границе письменную
гарантию того, что вывезет свое имущество обратно. Ранее такие
обязательства не были прописаны в законодательном порядке, что зачастую
позволяло нарушителям в судебном порядке оспаривать претензии к ним
таможенных служб.
Наиболее революционным нововведением является пункт о запрете
разборки машины на запчасти. «Не секрет, что временно ввезенные на
территорию страны иномарки были основным источником пополнения
ассортимента запчастей на так называемых «разборках». Данный бизнес
чрезвычайно прибылен, ведь в той же Германии за утилизацию старого авто
нужно заплатить порядка 600 евро, и местные жители были готовы отдавать
такие машины практически за бесценок. Здесь же, разобрав модель «по
косточкам», за нее можно выручить до нескольких тысяч долларов», —
говорит глава ВААИД Олег Назаренко. Директор компании Auto-Сonsulting
Олег Омельницкий отмечает, что «разборки» поставляют на рынок в
основном кузовные и агрегатные запчасти и ориентированы на владельцев
авто старше 10 лет. В этом сегменте продавцы подержанных запчастей
занимают порядка 30% рынка. Но с началом кризиса работы у разборщиков
прибавилось, так как новые запчасти из-за роста курса доллара
подорожали как минимум на 20–30% и стали не по карману многим
автолюбителям. Перекрыв канал поставок серых запчастей, государство
дало преференции продавцам легальной продукции. Но учитывая, что
официальные пошлины и сборы на импортные запчасти составляют 30%
(10%-ная ставка таможенного сбора плюс НДС), можно прогнозировать, что
со вступлением в силу нового закона б/у комплектующие для машин станут
большим дефицитом.
В новом документе ничего не сказано о транзитном транспорте, хотя
этот способ ввоза «убитых» автомобилей с их последующей разборкой также
распространен. Машину зачастую ввозят на территорию нашей страны якобы
с целью перегнать, скажем, в Россию. Но затем она «теряется» в степях
Украины либо владелец сообщает об угоне или серьезной аварии. На
практике такую технику просто разбирают на запчасти.
|