Мало того, даже попал на книжные страницы. Вот что писал, например, О.
Яременко в книге "Твой друг автомобиль" в далеком 1988 году: "Кстати,
если бензин кончился за 10…15 км до бензоколонки, в бак Москвича или Ижа
можно залить до полутора литров воды и дотянуть до заправки. Вода имеет
бóльшую плотность, чем бензин, и поэтому, пока остатки бензина в баке
есть, в бензопровод будет поступать бензин".
Наши люди во все времена умудрялись выкручиваться из самых безнадежных
ситуаций, оттого настоящие советы бывалых читались не хуже детектива. Но
разве сегодня кто-то станет лить воду в бак, коли АЗС на каждом шагу, а
тревожный индикатор вспыхнет перед носом задолго до того, как
бензонасос сделает последний глоток топлива? Однако же вот несколько
цитат из современных форумов владельцев машин ГАЗ и Mazda…
"Позавчера кончился бензин. Я по советам этого форума решил долить в
бак воды, чтобы поднять уровень бензина и доехать до заправки. Залил 0,5
л – не заводится. Делать нечего, пошел за бензином с канистрой".
"Проблемка такая: умудрился обсохнуть посередине Невского, не дотянув
до заправки пары километров. По совету долил в бак пол-литра воды. Все
равно не завелась…"
Что ответили авторам сообщений их изумленные коллеги, легко узнать,
набрав вышеприведенные цитаты в любом поисковике. А вот нас
заинтересовало совсем другое: почему эксперименты в обоих случаях
провалились? И был ли у их авторов шанс на успех?
Физика процесса ясна: ни один бензонасос не высасывает топливо до
последней капли, что-то да останется на донышке. А при доливании в такой
бензобак воды жидкость немедленно расслоится и более легкий бензин
окажется сверху. Для сомневающихся – первый же кадр из фотофиксации
наших экспериментов.
Вместо топливного бака мы взяли прозрачный аквариум, залили в него
бензин и подкрашенную "в цвет океана" воду. В аквариуме все было
прекрасно: избыток топлива возвращался через "обратку", а синяя водичка
так и покоилась на донышке, не попадая в магистраль.
Но ведь в баке-то все не так! Как минимум потому, что в прозрачном
сосуде мы видим, сколько долить воды, чтобы поднять с донышка остатки
бензина. Здесь требуется особая точность: недольешь – снова будешь
хлебать воздух, перельешь – получишь воду вместо бензина! А как это
сделать на реальном авто, если резервуары для горючего разных моделей
различаются по архитектуре, как здания Растрелли и Жолтовского?
Но делать нечего, придется поупражняться именно на баках, например на
древнем "жигулевском" и современном от Hyundai Getz. Распилим и
посмотрим…Начнем с вертикального вазовского. Тут все просто и очевидно: бензин
перестает касаться трубки бензоприемника, когда его остается примерно
400 мл.
А вот в корейском баке все совсем по-другому. Даже опытные зарулевские
инженеры с интересом рассматривали закоулки его внутренностей:
лабиринты, переборки – сложное сооружение. Но любой плоский бак – штука
капризная. Малейший перекос, и его внутренняя жизнь изменится
кардинально.
Что же, начинаем колдовать. Определяем, какое количество топлива
остается в каждом из баков после того, как "бензин кончился", доливаем
водички и смотрим, стало ли лучше. Как оказалось, приподнять водой бензин не проблема, но воспользоваться плодами своих усилий в реальной ситуации практически невозможно. Во?первых, вслепую действовать бесполезно. Во?вторых, остаток топлива в плоском баке превращается в тончайшую лужицу, хлебнуть из которой, не наглотавшись одновременно и водицы, никакой насос не сможет. В-третьих, малейший перекос машины сведет все труды на нет: подобная "ловля блох" может сработать разве что в лабораторных условиях.
Впрочем, почему бы не помечтать? Скажем, ясновидящий владелец вазовской
"классики" идеально точно угадает требуемый уровень долива воды, затем
вручную аккуратненько подкачает топливо в карбюратор, затем пустит
мотор… При таком раскладе можно предположить, что пару-тройку километров
он проедет. Кстати, известны и более хитрые приемы. Например, опустить
в бак полиэтиленовый мешочек с водой: уровень топлива поднимется, а
вода в него не попадет. На тех же Жигулях и прочих древних машинах с
баком без переборок и широкой прямой горловиной это, быть может, и
сработает, но водителю современного авто не стоит и пытаться: мешочек
гарантированно застрянет где-то на полпути, а вытащить его обратно будет
ой как нелегко…
Тем, кто все же захочет попробовать "дозаправиться" водой, посоветуем
для начала убедиться в наличии сливной пробки в бензобаке. Ибо они вышли
из моды вместе с появлением Жигулей.
Алексей Воробьев-Обухов, Михаил Колодочкин